1. Приветствие. Слайд1
Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1353 с углубленным изучением английского языка имени генерала Д.Ф.Алексеева».
Я рада видеть вас в нашем первом «Е» классе. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления. Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я.
- Понравимся ли мы друг другу?
- Обретем ли взаимопонимание и дружбу?
- Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам?
Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся. Слайд 2.
Меня зовут Телкова Татьяна Николаевна. Образование – высшее. В августе отмечаю 30-летие своей педагогической деятельности, 13 лет из которых работала заместителем директора школы №1703, сейчас – с удовольствием работаю учителем. У меня двое взрослых детей, маленький внук. Поэтому прекрасно понимаю, что вы сейчас чувствуете, готовясь отправить своих детей в школу!
Хочется надеяться, что между нами сложатся прекрасные взаимоотношения, которые только помогут нам с вами в обучении и воспитании наших детей. Я вижу среди вас сейчас знакомые лица. С некоторыми из вас мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам.
Ну, что же… Приступим к основной части нашего собрания.
Своё выступление я хотела бы начать с таких слов: Слайд 3.
"Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…
Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л. Кассиль.
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни не только ребёнка, но и его родителей.
- От чего зависит успех обучения?
- Что может помочь более полноценному развитию школьника?
- Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?
Эти и многие другие вопросы волнуют вас, как родителей первоклассников.
2. Мозговой штурм
Входу в море будет посвящён наш следующий этап собрания.
Вспомните, как обычно входит в воду человек? (Одни робко, испытывая сначала дискомфорт, потом – удовольствие и восторг, другие постепенно приучают себя к новым ощущениям, третьи - резко ныряют в воду с головой, некоторым проще, когда их сначала обрызгивают водой…)
Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, а дети могут сидеть в воде часами….
Слайд 4. С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 30 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.
а) Эксперимент «Ладонь» Слайд 5
Покажите мне свою ладонь. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Похлопайте! Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения, как нам похлопать? Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Слайд 5-а.
«Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером своего дела, никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.»
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь. Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.
б) Практическая работа (Родители делают самолетик по общей схеме оригами).
На столе у вас листы бумаги. Сейчас мы с вами сделаем простой бумажный самолетик. Вот его схема. Слайд 6
в) Творческое задание.
А теперь возьмите ваш самолётик, положите его так, чтобы его нос был направлен вправо, возьмите ручку и нарисуйте на крыле самолетика солнышко с 7 лучами.
Скажите нам, пожалуйста, можете ли вы назвать хотя бы два одинаковых самолетика? (нет) А почему? (Высказывают мнения)
Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Слайд 7
Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ!
Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждую секунду. Причем не только в учебе, но и в поступках.
3. Советы родителям будущих первоклассников. Слайд 8
Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов. Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:
- создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками; превратить свои требования в его желания.
Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Во что вы играли?";
- нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Само поступление в школу для ребёнка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Поддержите ребенка в этой ситуации;
- последнее и самое главное: не сравнивайте своего ребенка с другими учениками, Ваш ребенок все равно лучше всех! Поэтому непременно хвалите за его личные успехи и достижения, и непременно радуйтесь за успехи всего класса и каждого ученика: ведь мы теперь – одна большая семья на все 4 года!
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений: Слайд 9
- брать в школу все необходимое;
- правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);
- здороваться с учителями и детьми;
- отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
- слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
- просить о помощи, если что-то не получается;
- заниматься одним делом долгое время и не бросать начатое на половине пути;
- правильно реагировать на замечания;
- устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.
5. Готовность ребенка к школе. Сложности адаптационного периода.
Младший школьник с поступлением в школу начинает заниматься новым для него видом труда – учебным. Для бывшего дошкольника, который большую часть времени занимался игрой, учебный труд покажется сложным, если заранее не подготовить его к этому. Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой.
Слайд 10.
Общая готовность – это нормальное физическое развитие ребенка. Школьные занятия потребуют от него большого физического напряжения. Как же подготовить ребенка к этому?
- И самое важное на этом этапе – приучить ребенка соблюдать режим дня.
Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.
- Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?
Существует много игр и упражнений по развитию моторики. (Памятка)
Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
- Немаловажно развитие внимания, памяти, усидчивости. Приучайте ребенка слышать вас с первого раза.
Чтобы развивать внимание и память, почаще спрашивайте, о чем прочитал, что посмотрел, какого цвета платье… или сколько предметов и т.д.
4) Важно научить ребенка переносить переутомление. Оно быстро снимается, если вовремя переключить внимание ребенка на другой вид деятельности. Максимально ребенок 6-7 летнего возраста может заниматься одним видом деятельности 10-12 минут, далее он начинает уставать, отвлекаться. Моя задача (и ваша тоже) следить за этим, чтобы учеба не стала мукой и непосильным трудом, а приносила ребенку радость и удовлетворение от сделанного им самим.
Слайд 10-а
Психологическая готовность – заключается в желании ребенка учиться. Но одного желания мало. Ребенка постепенно надо готовить к тому, что учеба в школе – это тяжелый, каждодневный труд, в результате которого он будет каждый день узнавать что-то новое, делать свои маленькие «открытия», и не всегда это будет легко, а возможно и не всегда интересно. Теперь он должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуют.
Важно воспитать у ребенка привычку к дисциплинированности, чувство ответственности, прилежание.
Но если сами родители не осознают нужность и необходимость выполнять задания, если у них отсутствует чувство ответственности, то это невозможно воспитать у ребенка: ваш личный пример всегда остается важным звеном в цепочке воспитания. Поэтому, товарищи родители, настраивайтесь тоже на долгую, а для некоторых из вас новую, работу – учеба ваших детей. С получением вами аттестата об окончании школы и диплома об окончании высшего учебного заведения, поверьте мне, ваше образование не закончилось. Теперь ваша задача – учиться вместе с вашими детьми, учиться каждый день, а не от случая к случаю, не дать погаснуть тому желанию учиться, о котором они все говорят сейчас. Родители должны вдохновлять ребенка на труд, вселить уверенность в его силы, надежду на успех. Никогда не обсуждайте в присутствии детей те задания, которые они будут получать. Поверьте, задания даются не потому, что так захотел учитель, а потому, что это предусмотрено программой и, по мнению педагога, поможет ребенку в освоении нового материала. Настраивайтесь, дорогие родители, на то, что если учитель дает какое-либо задание, значит, его надо выполнять обязательно. Все задания будут рассчитаны на силы и возможности детей. Ваша задача только помочь в организации выполнения этих заданий и, конечно же, контроль.
Положительное влияние на приобщение школьника к учебе оказывает наличие хорошо оборудованного уголка школьника, его рабочего места. Позаботьтесь об этом, пожалуйста.
Слайд 10-б
Интеллектуальная подготовка – это не просто умение ребенка читать, считать и писать. Это для первоклассника, пришедшего 1 сентября в школу, не главное. В первую очередь это
- Развитие речи ребенка: умение связно излагать свои мысли, формулировать ответ на поставленный вопрос и т.п.
- Обогащение словарного запаса: через чтение книг, словообразование, объяснение значения слов
- Расширение кругозора: посещение театров, музеев, выставок и т.п.
В школе мы этим будем заниматься обязательно, но, естественно, у кого успехи будут лучше? У тех детей, у кого подготовлена почва для дальнейшего развития. Не ленитесь летом, обратите внимание на эти немаловажные для ваших детей задачи. Больше читайте им, беседуйте с ребенком, сводите в музей, театр, обращайте его внимание на красоту природы, необычность животного мира, учите видеть прекрасное. И больше внимания уделяйте «детским» вопросам, их вечным «Почему?».
Кроме всего выше сказанного, немаловажно привить детям элементарные навыки самообслуживания: умение раздеться, одеться, зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы, вести себя за столом и т.д.
Что испугались? На самом деле нет ничего страшного. Было бы желание и мы с вами обязательно справимся!
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.
|