Суббота, 29.06.2024, 04:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов ГБОУ СОШ №1353 с углубленным изучением английского языка
Телковой Татьяны Николаевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 111
Форма входа

Учительская

Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Перспектива"
[ · Скриншот ] 29.05.2015, 23:26

Пояснительная записка

            Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

Цели обучения русскому языку:

  • Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
  • Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Задачи:

  • развитие устной диалогической и монологической речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения и письменно излагать свои мысли в виде текста; развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса.

   Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений. Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».

            Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

            Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

            Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

            Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

            Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

            Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

            Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

            Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часов в неделю.

Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Повторяем – узнаём новое.

15 часов

2.

Язык как средство общения.

51  час

3.

 Части речи.

60 часов

4.

Повторение

10 часов

Практическая часть программы:

Вид работы

I триместр

II триместр

III триместр

Год

Диктант

3

2

1

6

Словарный диктант

3

1

2

6

Контрольное списывание

1

1

-

2

Контрольная работа

1

2

1

4

Проверочная работа

-

1

2

4

Изложение

1

1

-

2

Сочинение

-

1

1

2

 

       В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках русского языка

На уроках русского языка в 4 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как литературное чтение и окружающий мир, так как у учащихся формируется умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач, умение выбирать языковые средства для построения диалога, монолога, письменного текста с учетом особенностей разных видов речи, умение задавать вопросы, стремление к более точному выражению собственного мнения.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:

  • ведущей деятельностью детей является учебная, но еще сохраняется значимость игровой;
  • дети продолжают осваивать новую социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия детей с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • у детей продолжается формирование внутренней позиции школьника, определяющей перспективы личностного и познавательного развития;
  • у детей формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • изменяется самооценка детей, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • продолжается моральное развитие детей, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

В этом возрасте у детей развиваются такие центральные психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, имитационный тренинг,  организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, веера с буквами и др.), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,
  • комплексный

Формы контроля:

  • диктант;
  • выборочный диктант;
  • предупредительный диктант;
  • объяснительный диктант;
  • списывание;
  • выборочное списывание;
  • грамматическое задание к диктанту, списыванию и как отдельная самостоятельная работа;
  • словарный диктант;
  • проверочная работа;
  • тест;
  • компьютерное тестирование;
  • фронтальный опрос;
  • срезовая работа
  • редактирование текста;
  • восстановление деформированного текста;
  • изложение.

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.

 

2. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: просвещение, 2013.

 

Уроки русского языка. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2012.

 

  • Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов:

       http://www.proshkolu.ru/

http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

http://www.nachalka.info/about/193/

http://roditel.edu54.ru/node/16047

Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.

Иллюстрации и репродукции картин к написанию сочинений и изложений.

Мультимедиа оборудование.

 УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.

Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Русский язык».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны иметь представление:

  • о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка;
  • о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза);
  • диалоговой модели общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого этикета.

Учащиеся должны знать:

  • признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения;
  • признаки однородных членов предложения;
  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
  • признаки 1, 2, 3-го склонения имён существительных;
  • признаки 1 и 2 спряжения глаголов;
  • изученные орфограммы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить фонетический разбор слов;
  • объяснять написание слова с точки зрения орфографии;
  • разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;
  • производить разбор слова, как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж  и число  имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;
  • производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;
  • распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;
  • писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.

 

 

 

 

 

Категория: Рабочие программы | Добавил: Зефирка
Просмотров: 1548 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Telkova T.N. © 2024
Хостинг от uCoz