Пояснительная записка
Учебный курс "Окружающий мир" носит личностно-развивающий характер.
Цели изучения предмета в начальной школе:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Наряду с решением задач основной образовательной программы в рабочей программе учитываются особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, которые направлены на решение следующих задач:
- формирование зрительных образов и представлений;
- формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;
- развивать зрительные представления о предметах внешнего мира;
- формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов;
- развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве; развитие временных представлений.
Характеристика курса.
Курс "Окружающий мир" имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.
В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологической проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Специфика предмета "окружающий мир" заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяя в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Предмет "Окружающий мир" занимает важное место в системе начального общего образования, т. к. в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся осваивать основы природо- и культуросообразного поведения.
Поэтому предмет "Окружающий мир" играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника.
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках окружающего мира
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет "Окружающий мир" использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:
- понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
- способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
- придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- планировать свои высказывания и действия;
- уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
- понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
- понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- ориентироваться в разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные УДД:
- донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроках и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Количество учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часов в неделю.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п
|
Раздел
|
Количество часов
|
1.
|
Мы – граждане единого Отечества
|
11 часов
|
2.
|
По родным просторам
|
20 часов
|
3.
|
Путешествие по реке времени
|
29 часов
|
4.
|
Мы строим будущее России
|
8 часов
|
Содержание программы
Раздел
|
Основные темы
|
Мы - граждане единого Отечества
|
- общество - это мы; российский народ;
- Конституция России;
- права ребенка;
- государственное устройство России;
- границы государства;
- путешествие за границу;
- сокровища России.
|
По родным просторам
|
- карта России;
- по равнинам и горам;
- в поисках подземных кладовых;
- наши реки и озера;
- морские просторы;
- с севера на юг: пустыни, тундры, леса, степи;
- как сберечь природу России: Красная книга, заповедники и национальные парки.
|
Путешествие по Реке времени
|
- путешествие с археологами;
- по страницам летописи;
- Древняя Русь;
- история России.
|
Мы строим будущее России
|
|
Практическая часть программы:
Вид работы
|
Год
|
Тестовая проверочная работа
|
3
|
Проектная работа
|
5
|
Экскурсия в краеведческий музей Зеленограда
|
1
|
В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общеклассная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: проектные и графические работы.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, и др.), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Используемые виды и формы контроля
1. Текущий:
- прогностический, т. е. проигрывание всей операции учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, т. е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный - контроль, обращенный на ориентировочную основу, "план" действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образом.
2. Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- проверочные работы;
- самооценка и самоконтроль;
- комплексная итоговая работа по итогам обучения.
Результаты проверки фиксируются в зачетном листе учителя.
В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Дидактическое обеспечение
|
Методическое обеспечение
|
"Окружающий мир":
- Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник "Окружающий мир" в 2 ч. Ч. 1; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013
- Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник "Окружающий мир" в 2 ч. Ч. 2; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013
- Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. "Рабочая тетрадь №1" Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. "Рабочая тетрадь №2" по окружающему миру
|
1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Методическое пособие к учебнику "Окружающий мир". Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013
2. Рабочая программа "Окружающий мир" по программе "Перспектива" А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013
|
- Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:
http://www.proshkolu.ru/
http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
http://www.nachalka.info/about/193/
http://roditel.edu54.ru/node/16047
Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.
Иллюстрации и репродукции картин.
Мультимедиа оборудование.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.
Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Русский язык».
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь
- Узнавать государственную символику РФ;
- Объяснять символическое значение гербов и флагов;
- называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;
- приводить конкретные примеры прав ребенка;
- пользоваться физической картой и картой природных зон России;
- показывать на карте границы России, ее крайние точки;
- определять по карте государственные границы России;
- показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
- сравнивать природные объекты и описывать их по плану или давать им краткую характеристику;
- обнаруживать и раскрывать связи в окружающем мире;
- оценивать свое поведение в природе;
- находить необходимую информацию в различных источниках и использовать ее для решения поставленных задач;
- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
- отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах
- оформлять итоги очных и заочных путешествий по памятным местам России;
- называть памятные даты России;
- отмечать и оценивать роль современников, которые трудятся на благо нашего Отечества;
- подводить итоги личных достижений и ставить цель для своего развития в будущем.
|