Воскресенье, 29.09.2024, 00:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов ГБОУ СОШ №1353 с углубленным изучением английского языка
Телковой Татьяны Николаевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 111
Форма входа

Учительская

Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"
29.05.2015, 23:35

Пояснительная записка

Учебный курс "Окружающий мир" носит личностно-развивающий характер.

 Цели   изучения предмета в начальной школе:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Наряду с решением задач основной образовательной программы в рабочей программе учитываются особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, которые направлены на решение следующих задач: 

  • формирование зрительных образов и представлений;
  • формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;
  • развивать зрительные представления о предметах внешнего мира;
  •  формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов;
  • развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве; развитие временных представлений.

Характеристика курса.

      Курс "Окружающий мир" имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.

       В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологической проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

       Специфика предмета "окружающий мир" заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяя в равной мере знания о природе, обществе и истории  и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

       Предмет "Окружающий мир" занимает важное место в системе начального общего образования, т. к. в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

       Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся осваивать основы  природо- и культуросообразного поведения.

       Поэтому предмет "Окружающий мир" играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника.

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках окружающего мира

      Существенная особенность предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

       Предмет "Окружающий мир" использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

     Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:

  1. понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
  2. способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
  3. готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
  4. придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" в 4 классе является формирование  следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • планировать свои высказывания и действия;
  • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
  • понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • ориентироваться в разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные УДД:

  • донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроках и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часов в неделю.

Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Мы – граждане единого Отечества

11 часов

2.

По родным просторам

20 часов

3.

Путешествие по реке времени

29 часов

4.

Мы строим будущее России

8 часов

Содержание программы

Раздел

Основные темы

Мы -  граждане единого Отечества

 

  • общество - это мы; российский народ;
  • Конституция России;
  • права ребенка;
  • государственное устройство России;
  • границы государства;
  • путешествие за границу;
  • сокровища России.

По родным просторам

  • карта России;
  • по равнинам и горам;
  • в поисках подземных кладовых;
  • наши реки и озера;
  • морские просторы;
  • с севера на юг: пустыни, тундры, леса, степи;
  • как сберечь природу России: Красная книга, заповедники и национальные парки.

Путешествие по Реке времени

  • путешествие с археологами;
  • по страницам летописи;
  • Древняя Русь;
  • история России.

Мы строим будущее России

  • современная Россия

Практическая часть программы:

Вид работы

Год

Тестовая проверочная работа

3

Проектная работа

5

Экскурсия в краеведческий музей Зеленограда

1

 

       В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: проектные и  графические работы.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, и др.), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

1.  Текущий:

  • прогностический, т. е. проигрывание всей операции учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, т. е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный - контроль, обращенный на ориентировочную основу, "план" действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образом.

2.  Итоговый контроль  в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • проверочные работы;
  • самооценка и самоконтроль;
  • комплексная итоговая работа по итогам обучения.

Результаты проверки фиксируются в зачетном листе учителя.

В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

"Окружающий мир":

  1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник "Окружающий мир" в 2 ч. Ч. 1; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013
  2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник "Окружающий мир" в 2 ч. Ч. 2; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013
  3. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.  "Рабочая тетрадь №1" Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.  "Рабочая тетрадь №2" по окружающему миру

1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Методическое пособие к учебнику "Окружающий мир". Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013

 

 2. Рабочая программа "Окружающий мир" по программе "Перспектива" А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013

 

 

 

 

  • Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов:

  •  

http://www.proshkolu.ru/

http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

http://www.nachalka.info/about/193/

http://roditel.edu54.ru/node/16047

 

Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.

Иллюстрации и репродукции картин.

Мультимедиа оборудование.

 УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.

Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Русский язык».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь

  • Узнавать государственную символику РФ;
  • Объяснять символическое значение гербов и флагов;
  • называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;
  • приводить конкретные примеры прав ребенка;
  • пользоваться физической картой и картой природных зон России;
  • показывать на карте границы России, ее крайние точки;
  • определять по карте государственные границы России;
  • показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
  • сравнивать природные объекты и описывать их по плану или давать им краткую характеристику;
  • обнаруживать и раскрывать связи в окружающем мире;
  • оценивать свое поведение в природе;
  • находить необходимую информацию в различных источниках и использовать ее для решения поставленных задач;
  • приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
  • отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах
  • оформлять итоги очных и заочных путешествий по памятным местам России;
  • называть памятные даты России;
  • отмечать и оценивать роль современников, которые трудятся на благо нашего Отечества;
  • подводить итоги личных достижений и ставить цель для своего развития в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Рабочие программы | Добавил: Зефирка | Теги: 4 класс, окружающий мир, рабочая программа
Просмотров: 1414 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright Telkova T.N. © 2024
Хостинг от uCoz