Суббота, 29.06.2024, 04:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов ГБОУ СОШ №1353 с углубленным изучением английского языка
Телковой Татьяны Николаевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 111
Форма входа

Учительская

Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Перспектива"
29.05.2015, 23:39

Пояснительная записка

     Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формирование коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучение по другим школьным дисциплинам.

       Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусство слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию - важное средство самообразования.

      Цели обучения литературному чтению:

         -  развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

          - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений.

     Задачи обучения литературному чтению:

        - обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

        -  введение учащихся в мир детской литературы;

        - формирование у начинающего читателя интерес к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;

        - овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Общая характеристика курса.

Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

 Количество учебных часов

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 час в неделю.

Примерная  программа по предмету рассчитана на 136 часов в год. В 4 классе на обучение литературному чтению отводится 34 недели. Исходя из этого, идёт уплотнение программы по следующим разделам:

№ п/п

Раздел

Кол-во часов по плану

Количество часов

фактически

1.

Книги в мировой культуре.

10  часов

5 часов

2.

Истоки литературного творчества.

20 часов

12 часов

3.

О Родине, о подвигах, о славе.

15 часов

9 часов

4.

Жить по совести, любя друг друга.

16 часов

12 часов

5.

Литературная сказка.

26 часов

16 часов

6.

Великие русские писатели.

36 часов

12 часов

7.

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения.

9 часов

2 часа

8

Резерв учебного материала

4 часа

-

Итого:

136 часов

68 часов

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках русского языка

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  5. Формирование эстетических чувств.
  6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других  людей.
  7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

             Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений.
  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно - эстетического цикла.
  6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

             Предметные результаты

  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
  4. Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской  литературы и литературы народов многонациональной России.
  5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.
  6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
  7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
  8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:

  • ведущей деятельностью детей является учебная, но еще сохраняется значимость игровой;
  • дети продолжают осваивать новую социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия детей с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • у детей продолжается формирование внутренней позиции школьника, определяющей перспективы личностного и познавательного развития;
  • у детей формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • изменяется самооценка детей, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • продолжается моральное развитие детей, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста.

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1.  Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

2.  Развитие выразительности чтения и речи:
- чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

3. Обогащение опыта творческой деятельности:

  1. Обогащение опыта эстетического восприятия:
    - формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
    - развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
    - формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
  2. Развитие умения выразить свои впечатления:
    - проводить игры со словами,
    - коллективно сочинять различные истории,
    - составлять рассказы на свободные темы.
  3. Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
    - рисование красками,
    - словесными описаниями,
    - рассказ по собственному рисунку,
    - придумывание своей концовки.
  4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
    - приобщать к миру поэзии,
    - развивать поэтический вкус.
  5. Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
    Знать:
    средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
    жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
    знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка .

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

     

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Учебник "Литературное чтение" в 2 ч. Ч. 1
  2. Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Учебник "Литературное чтение" в 2 ч. Ч. 2
  3. Климанова Л. Ф ., Коти Т. Ю.Творческая тетрадь "Литературное чтение"

 

Уроки литературного чтения. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2012.

 

  • Электронные образовательные ресурсы».

Презентации с сайтов:

  •  

http://www.proshkolu.ru/

http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

http://www.nachalka.info/about/193/

http://roditel.edu54.ru/node/16047

Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.

Иллюстрации и репродукции. Мультимедиа оборудование.

 УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.

Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Русский язык».

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, слушание.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные высказывания, графические работы.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, драматизация, театрализация, метод проектов, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, и другие.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Для  достижения результатов предусматриваются следующие

Формы контроля:

  1. проверочная работа;
  2. тестирование;
  3. проверка техники чтения;
  4. комплексная итоговая работа по итогам обучения;
  5.  самооценка и самоконтроль.

Формы урока:

  • урок изучения нового материала;
  • урок совершенствования знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок;
  • урок контроля.

Виды уроков:

  • урок-сообщение новых знаний;
  • урок закрепления знаний;
  • урок повторения;
  • урок-игра;
  • проверка знаний.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучающихся, работу в парах, проектную деятельность.

Результаты проверки фиксируются в зачетном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4 года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся получать возможность научиться:

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
  • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
  • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получать возможность научиться:

а)  в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу «по цепочке»;

б)  в рамках коммуникации как взаимодействия:

•   видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и  

     мотивированно присоединяться к одной из них;

•   использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или

     высказанных героями точек зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся получать возможность научиться:

  • научиться проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Рабочие программы | Добавил: Зефирка | Теги: чтение, Перспектива, 4 класс
Просмотров: 1564 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Telkova T.N. © 2024
Хостинг от uCoz