Когда начинать готовить ребенка к школе? Как
лучше это делать? Чему и как учить? Принято считать, что дошкольника не
учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только
школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает
через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет,
да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше
слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам"
сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе
нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он
научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, создана эта
памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по
подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год,
зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
На этапе подготовки: - избегайте чрезмерных требований к ребенку;
- предоставляйте право на ошибку;
- не думайте за ребёнка;
- не перегружайте ребёнка;
- не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
- устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей
1) Организуйте распорядок дня: - стабильный режим дня;
- сбалансированное питание;
- полноценный сон;
- прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться: - обратите
внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым
взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности: - учите
ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен
уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка: - во
время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на
различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер,
тучи, буря, рассвет, закат);
- выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
- используя
лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов
быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
- развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
- составляйте рассказы по картинкам;
- следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
- можно
заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар,
суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
- знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
- научите
ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры
(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать
предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
- научите
ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов
(больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо
учить их писать, только знать);
- научите
определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие
местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади,
справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! Ребенок 5-6 лет
не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он
должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны
на 10-15 минут.
5) Тренируйте руку ребенка: - развитию
мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка,
раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц,
лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом
можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении
любых письменных заданий следите за правильным положением ручки
(карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно
напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
- копируйте фигуры. Это задание способствует
развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры,
расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные
соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении
графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а
точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых,
переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к
следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть
четкими, ровными, уверенными.
|